30 июля

Глушители, или симфония нашего мотора

глушительКак часто на вас жаловались соседи, что вы задолбали со своим мотоциклом реветь посреди ночи? А у меня вообще окна выходят на Национальную библиотеку и «Хутка-Жутка», где каждую ночь собирается по 15–20 любителей померяться... гм... ну, у кого громче. Глушители на таких мотоциклах только для красоты глушителями называют? Вообще, зачем они на мотоцикле тогда?

Я, честно, даже и не задумывался раньше. Ну гудит и гудит, но в последствии столкнулся с тем, что на некоторых мотоциклах звук приятный, мягкий, рокочущий, а на некоторых отвратительное пищание или визжание, будто в двигателе непрерывно режут свинью. Начав копаться в глушителях, я немного афигел. Не все так просто оказалось: типов глушителей туева хуча.

Описывать все типы нет смысла. В современных мотоциклах с четырехтактным двигателем, как правило, применяется только два: звукопоглощающий (а) и резонаторный (б).

типы глушителей

Резонаторный

Стандартные мотоциклетные глушители чаще всего бывают именно резонаторного типа. Конструкция такой трубы представляет собой лабиринт, состоящий из серий отсеков, соединенных трубками. Они называются «флейтами» (ну просто музыкальный инструмент). Флейты расположены так, что газ свободно проходит по трубам лабиринта, а звуковые волны отражаясь от стенок, сталкиваются с следующими и гасят друг друга (вспоминаем курс волновой физики). В конечном итоге, побывав в этом лабиринте, от первоначальной звуковой волны остается мягкое мурлыканье. Такие системы, как правило, очень сложные, и на первый взгляд неумолимо приведут к потере мощности, так как теперь двигателю нужно дополнительное усилие, чтобы протолкнуть эту стопку газов через эти дебри. Но, как оказалось, не все так просто, как могло показаться. Умные дядьки-инженеры уже давно все просчитали и продумали: волна газа, выстреливаемая из двигателя, сталкиваясь со стенкой каждой камеры образует вторичную волну, которая направлена в противоположном направлении. Тщательный расчет конфигурации лабиринта позволяет совместить этот процесс с моментом закрытия выпускного клапана, и тогда эта волна просто затолкает назад в камеру еще не сгоревшие газы и обеспечит еще больший уровень дальнейшего сжатия. А это с лихвой может компенсировать потери мощности от самого глушителя. В основном этот эффект используют для повышения мощности на средних оборотах. Но все равно существенным недостатком его является их сложность и, соответственно, высокая стоимость... Так что львиная доля не оригинальных глушителей относится именно к звукопоглощающему типу.

Звукопоглащающие

На сколько я понял, это и есть те самые «прямотоки» о которых мечтает каждый «спиди-гонщик». Так что же собой представляет эта система? По сути она проста, как валенки. Звукопоглащающая труба, это труба (просто гениальное замечание, я знаю), заполненная глушащей набивкой (стекловолокно например). Смысл в том, что мотоциклетные газы проходят через набивку практически беспрепятственно, а звуковые волны частично гасятся о набивку. Очередной парадокс с названием «звукопоглащающий». Не сильно он то и справляется со своей задачей, и звук не намного тише первоначального выходит. Но зато ваш мотоцикл теперь просто дышит полной грудью. Вы дейсвительно выигрываете несколько лошадей, но опять же, только в узком диапазоне частот. Возможна небольшая потеря мощности в среднем диапазоне, но зато все компенсируется на верхах. Все связано с тем, что во время работы происходит еще один интересный феномен: наряду с волнами высокого давления, следом идут волны низкого давления, которые отражаются от стенок глушителя назад. И, если такая волна приходит точно в момент открытия выпускного клапана, то содержимое камеры сгорания вылетает с еще большей скоростью! Существенным недостатком является то, что содержимое глушителя периодически нужно менять.

прямотокНо в любом случае, выигрыш по мощности на банке глушителя составляет 2–5%. Что самое интересное, именно тюнингованные трубы/патрубки (или, в простонародье, «штаны») дают существенный прирост в мощности (обычно в районе 7–15%, не больше, так что не верьте рекламе). Так в чем же прикол? А все связано с точным подбором длины патрубков, за счет чего порции газов из разных цилиндров идут просто как автоматная очередь, не мешая друг другу. Стандартные патрубки обычно делают так, чтобы двигатель уверенно шел в среднем диапазоне частот, с подрывом на максимальных, тюнингованные же бросают все силы на то, чтобы выжать из двигателя все на верхах.

Что в итоге?

Что ж, подведем итог. Ясное дело, что если вас волнуют характеристики мотоцикла, то в гаражных условиях вы такого не повторите. При выборе глушителя для мотоцикла, вам опять, же стоит решить, какие цели вы преследуете. Если вам нужен тихоня и рабочая лошадка, то вам будет достаточно и резонаторных глушителей. Делают их, как правило, из стали или нержавейки. Они достаточно хорошо греются (будьте готовы поджарить обувь неосторожного пассажира. Хотя так и завтрак можно приготовить). При этом стоимость фирменных и оригинальных глушителей может выходить за рамки разумного.

глушительЕсли же вас интересуют агрессивные характеристики и громкий рев, то тогда вам нужны уже звукопоглащающие трубы. Хорошие тюнинговые делают из титана или каброна (что дает существенный выйгрыш в весе). Титановые вне конкуренции: не так сильно греются, отлично смотрятся, но имеют просто заоблачную стоимость. Карбоновые дешевле и легче, и смотрятся не плохо, но со временем от постоянных температурных перепадов становятся достаточно хрупкие и могут не пережить падения. Минусом звукопоглащающих труб является также то, что за ними нужен уход, иначе рано или поздно благородное рычание вашего мотоцикла снова превратится в вой или визг. И не забываем про штаны! Штаны — это главное!

Попытки самопально распотрошить глушитель, тоже ничем хорошим не кончится. Он станет ГРОМЧЕ, но не будет рычать — он будет ОРАТЬ. А это уже, на мой взгляд, глупо... А о выигрыше в мощности тем более говорить не стоит.

самопальный глушитель

Хотя бывают и исключения. Если вы помните старушку Honda CB 500, то у нее, на сколько я понимаю, родной глушитель, но переживший не одну войну. На него падали, и не раз. Внутри он обсыпан, и там от глушака одно название. Но интересный парадокс. С родным глушителем Хонда тихая, невероятно тихая, отвратительно тихая... Без него двухцилиндровый двигатель невнятно бурчит и тоже ничего благородного. И только с этой полуобсыпанной банкой звук получается настоящим и радующим слух.

Если вы хотите громкий выхлоп для своего мотоцикла, то ни в коем случае не разбирайте глушитель самостоятельно. Как я уже говорил, ни к чему хорошему это не приведет (потеря мощности, звук «визжащей свиньи» т.п.). Лучше просто купите прямоток для мотоцикла в специализированных магазинах и поставьте его на свой байк. Благородный, приятный ревущий выхлоп и пара лошадок мощности вам точно обеспечены.

система комментирования CACKLE