27 февраля

Иж планета 5. Близкое знакомство продолжается

Покупая подержанный мотоцикл очень трудно отделаться от ощущения, что что-то тут не так. А если покупаете мотоцикл, аля Иж, то это ощущение обостряется вдвойне. Вот, собственно, решил рассказать об объёме работы, который пришлось проделать с этим упрямым, зловредным мотоциклом.

Не сложилась любовь у нас с первого взгляда. Несмотря на все уверения продавца в мелочности недочетов мотоцикла, очень скоро косяки проявили себя. Ну что ж, обо всём по порядку. Надеюсь, статья пригодится тем, кто только что купил себе первый советский мотоцикл и не знает, с какой стороны к нему подступиться.

Иж планета 5

Наверное первое, что бросилось в глаза — это то, что мотоцикл не держит холостые. Заводился кикстартером на холодную он хорошо, но холостые отказывался даже в прогретом состоянии держать. Впринципе, это решается достаточно просто регулировкой карбюратора. Но вот тут и облом: для регулировки карбюратора идут 2 винта, один отвечает за подачу топлива, другой — воздуха, и один из них был полностью сорван с резьбы. Немного поковырявшись с проволокой и плоскогубцами, удалось закрепить этот винт, но о какой-либо дальнейшей регулировке его говорить уже нечего... Естественно, выходом из положения будет замена карбюратора (или хотя бы его верхней крышки, где расположен сломанный регулировочный винт). Вторым винтом отрегулировал холостые. Выход, опять же, временный — смесь явно не той пропорции. Побочным эффектом этого стало то, что заводится на холодную он стал куда тоскливее (да просто-напросто заливает свечу во время работы, и перед поездкой приходится ее чистить. Но, как я сказал, решение временное — до замены карбюратора).

Шатун

Тот косяк, что меня уверял продавец (небольшой стук работы двигателя) якобы в пальце поршня, оказался фигнёй. Сняв крышку котла и достав поршень (благо это делается легко, после снятия карба и глушителя) — убедился, что палец в шатуне стоит почти без люфта. Ну всё же заменил его на другой. Стук давал небольшой люфт на коленвале. Но колоть двигатель и лезть туда я не стал — в любом случае нынешние запчасти на Ижа, скажем так, не лучшего качества, а найти живые времён СССР достаточно трудно. Проверил кольца: на удивление оказались живыми. Зазоры составили 0.4 мм, что входит в норму (норма 0.25–0.45 мм).

Поршень Иж Планета 5Котёл Ижа

Далее — тормоза... Ну, передний дисковый был в норме — малый ход ручки тормоза это уже особенность самого тормоза. Да, немного клапан сопливит, но менять весь комплект из-за него я не хочу. А вот с задним, барабанным, была беда. Схватывается еле-еле — нужно разбирать. Соответственно, за компанию не помешало бы поменять цепь...

Поставив Ижа на пару бетонных блоков (центральной подножки у меня нет...) начал снимать заднее колесо. В одну пару рук это сделать, кстати, не так легко, поэтому лучше, когда вас кто-то страхует. Сняв колесо и разобрав тормоз, всё стало ясно. Колодки в тормозе где-то наполовину изношены, но сезон должны ещё отбегать. Сам тормоз тоже жив, просто его нужно было правильно отрегулировать. Потратил минут десять от силы. Поставив новую цепь, собрал Ижа назад. Где-то минут 15 ещё вылавливал окончательные регулировки тормоза (делается это винтом в отверстии в барабане тормоза сзади). После чего на первый взгляд всё встало в норму. Фоток, жаль, нету — не хотелось фотик в масло пачкать.

Следующее, чем занялся — заменой надломанного троса сцепления мотоцикла. Неприятностью стало, что при снятии ручка сцепления просто рассыпалась. Сама рукоятка цела, а вот втулка развалилась на три части. Покупать новую ручку из-за маленькой втулки — это как минимум глупо... Найдя похожую втулку из запчастей Жигулей копейки, немного обточив её, поставил. Трос купил новый и поставить его было так же легко. Снимаете крышку, ставите замок в крепление и — вуаля! Но с новым тросом счёл своим священным долгом проверить само сцепление. Перевернул Ижа на другой бок (предварительно, конечно, слив масло — кстати, заодно и поменял на свежее). Механизм сцепления банально прост: диски регулируются 5-тью винтами. По сути, особо ничего менять не пришлось — просто слегка приотпустил регулировочные винты, проследил, чтобы прижимной диск опускался без перекосов, и собрал всё.

Прижимной диск сцепления

В целом, это всё. Для прохождения ТО для мотоцикла оставались лишь небольшие нюансы: проверить проводку, габаритные огни и стоп сигналы, и просто покрасить мотоцикл. Проводка на первый взгляд целая, но я хочу заменить фонари поворотников (ну видно, что мотоцикл пережил неоднократные падения и где-то стоят даже не родные). Плюс ко всему не горит индикатор нейтрали, хотя кнопка нейтрали в самой коробке передач работает. Это легко проверяется тестером даже без разбора коробки: найдите, где провод от панели входит в коробку передач, одним концом тестера к нему, вторым на корпус, и попробуйте включить нейтраль. По поводу покраски — тут уже с этим мне вызвался помочь Паша. Творческая натура искала подопытного, для удовлетворения своих жестоких креативных замыслов, а тут подруку попался я. В общем, я пока сам не знаю, что там произойдёт с баком и бардачками — ждём его отчет.

После того, как мои загребущие и любопытные ручки побывали в чреве мотоцикла, он, конечно же, не завёлся. Ну не бывает всё так легко и просто. Вся моя гимнастика и половые акты с кикстартером ничем хорошим не закончились. В конечном итоге меня начали терзать смутные сомнения: «А не повредил ли я часом систему зажигания, пока собирал?» Ничего умнее, кроме как выкрутить свечу и проверить на корпусе, я не придумал. Так и сделал. Достал, приложил свечу к корпусу, но оставил маааленький зазор между корпусом и свечей, чтобы увидеть искру (на тот момент это показалось мне хорошей идеей). Начал проворачивать лапу кикстартера. В общем, всех подробностей и мыслей в тот момент я и не припомню, но помню, что сперва я таки увидел искру между свечей и корпусом, а потом искры уже пошли у меня из глаз. Через мгновение придя в себя, я аккуратно положил свечу на место и отошёл от Ижа метров на 10. Ближайшие 15 минут я вообще побаивался к нему подходить.... Развеяв свои сомнения по поводу системы зажигания и хорошо подзарядившись (20 000 вольт всё таки) я почистил свечу, поставил на место и мотоцикл, наконец, завёлся.

В общем счёте я потратил на всё-провсё два с половиной дня. Я ещё не знаю как он в конечном итоге поведёт себя и какие ещё недочеты могут всплыть в процессе эксплуатации Ижа, но по крайней мере ключевые узлы, которые вызывали у меня сомнения, я исправил. Так что — посмотрим! Я думаю среди читателей есть и владельцы советских мотоциклов. Подскажите, на что ещё возможно стоило обратить внимание.

Иногда, бывает, и бензонасос на Ижах перестает работать. Поменять его, в принципе, не сложно, а купить бензонасосы под Планету можно в любом магазине запчастей.

система комментирования CACKLE