19 апреля

Категория А. Практический экзамен

Ну вот уже потеплело и начали выползать первые смертники на сдачу на права категории А. Я уже говорил в предыдущей статье о теоретическом экзамене на права А-категории, что вам понадобится для подготовки. Теперь мы поговорим о сдаче непосредственно практической части, ибо она доставляет больше всего проблем начинающим (и не только начинающим) мотоциклистам. Сдать этот экзамен не просто даже тем, кто на мотоцикле не первый год. Никакие навыки езды на японцах вам не помогут.

Права категории А

Согласно требованиям, экзаменуемый должен выполнить следующие элементы (смотрите картинку):

  • движение по прямой с переключением передач с низших на высшие и наоборот (с 1-ой на 2-ую, со 2-ой на 1-ую);
  • выполнение поворотов и разворотов малого радиуса (габаритный «круг», «змейка», «восьмерка»). Расстояние между центрами кругов 5.5 м, диаметр внутреннего круга 4м, наружного 6м. Проехать надо один круг в правую сторону и два в левую;
  • управление на минимальной скорости, не опуская ног с подножки («колейная доска», белая немного приподнятая над асфальтом полоса шириной сантиметров 20);

Жуть, правда? Поэтому лучше или пригонять свой Минчик, или сдавать на ихнем. В правилах сдачи экзамена написано:

  • необходимо одеть и застегнуть шлем;
  • тронуться с места, немного разогнаться по прямой, переключиться на 2-ую передачу, притормозить, переключиться на 1-ую;
  • въехать на змейку (2 круга, обложенные высоким бордюром), проехать один круг в правую сторону и два в левую;
  • заехать на полосу и проехать ее по прямой на минимально возможной скорости;
  • остановиться в месте старта и поставить мотоцикл на нейтралку.

Права категории А

Практический экзамен прекращается с оценкой «не сдан», если экзаменуемый не выполнил элементы «колейная доска» (съехал с полосы или снял ноги с подножек) или «восьмерка» (коснулся земли/бордюра ногами/элементами мотоцикла), а также допустил две ошибки из нижеперечисленных:

  • заглушил двигатель при трогании с места;
  • при остановке с работающим двигателем не смог выключить передачу.

Во время сдачи экзамена нельзя

  • пользоваться сцеплением;
  • ехать, постоянно притормаживая.

Но всё это бумагомарательство! Теперь расскажу, что-же требуют они на самом деле. По сути, вы сдадите экзамен, если банально проедите восьмёрку, ибо на остальные элементы инструкторы в более чем половине случаев даже не смотрят. Переключаться на вторую передачу, как там написано, даже и не пытайтесь!!! Притормаживать можно (так же, как и пользоваться сцеплением), но как это делать я поясню чуть ниже.

По поводу помарок — главное не заглохнуть при старте второй раз подряд. На нейтраль мотоцикл вас никто и не попросит ставить: как правило, останавливаются, выжав сцепление, и инструктор (обычно там один принимает, второй, собственно, постоянно заводит мотоцикл. Не всегда второй даже из ГАИ, это может быть и просто инструктор ДОСААФ) просто глушит мотоцикл и сам потом ставит его на нейтраль.

Вот это несложные, на первый взгляд, упражнения ставят в ступор даже опытных мотоциклистов. Начнем с того, что сдавать вы скорее всего будете именно на Минчике. Тут их целых три, а то и четыре. Если вы сдаёте на Семашко, то по средам там сдают группы ДОСААФ на своём Минчике, а он более-менее живой ещё. Сразу поясню, сцепление на нём сожжено до просто немогу. Ещё один Минчик — это тёмно-синий ГАИшников, но он вообще еле едет, и два пригоняют со Дворца Молодёжи. Сдавая на права в среду, у вас есть шанс попасть на Минчик ДОСААФ. В субботу сдача только на ГАИшном, или, за отдельную плату, можно договорится с ребятами со Дворца Молодёжи и сдать на их (кстати, они дают возможность предварительно подготовится на этих мотоциклах). Поэтому, при трогании, будьте внимательны: даже если вы уже почти выжали сцепление и оно держится у вас на самом кончике пальцаНЕ ВЗДУМАЙТЕ ЕГО БРОСАТЬ!!! Оно как раз только-только начинает схватываться. Отсюда так часто глохнут при старте... Далее тронулись — поздравляю. Но теперь нюанс: в ДОСААФ-овском Минчике подкручены холостые хорошо, и он едет без газа. Если вы весите 50-60 кг или меньше, то он может поехать очень даже быстро. Если слишком быстро, то легонько (!!!) притормаживайте задним тормозом, но не сильно, чтобы он не заглох. Ни в коем случае не тормозите передним!!!

Подходим к восьмёрке — самый гадкий элемент. На автодроме на Семашко я бы вообще назвал это «Супер восьмёрка», потому что там такие ямы, что просто пи…ц! Если вы заранее не потренировались проходить этот элемент хотя бы на автостоянке, то вы не проедете. Тут есть куча нюансов.

Во-первых, сядьте как можно ближе к баку. С точки зрения обычное езды на мотоцикле — это не самый лучший совет, но в данной ситуации так будет лучше. И обнимите мотоцикл ногами как можно крепче (а то вдруг убежит!). Шучу, просто, чтобы у вас не было ни малейшего желания выставить ногу в процессе езды, т.к. это сразу пересдача! Лучше научитесь выправлять мотоцикл равновесием, ведь Минчик достаточно лёгкий и прощает это.

Во-вторых, ехать тихонько — не лучший вариант. В идеале, советую научится проходить поворот на скорости, заложив мотоцикл как можно сильнее. Фокус в том, что в таком положении мотоцикл управляется исключительно газом. Больше газа — едете по внешнему радиусу, меньше — приближаетесь к внутреннему. В итоге вы уже можете управлять мотоциклом куда увереннее и точнее. И ещё раз напоминаю, притормаживать только ЗАДНИМ тормозом (для тех, кто в танке, это педаль под правой ногой!) Про передний вообще забудте.

В-третьих, учитывайте, что переднее колесо заходит в поворот по дуге большего радиуса, чем заднее. В идеале, лично я сосредотачивался на том, чтобы колесо ехало по внешнему радиусу круга — таким образом траектория была идеальной. Если же вы сосредоточите внимание на внутреннем кругу, то будте уверены, что вы либо наедете колесом на бордюр (как видно на рисунке ниже), либо зацепите бордюр задним колесом. Поэтому, когда будете тренироваться, старайтесь смотреть на внешний круг (бордюр). Просто поверьте, что вашего взгляда будет достаточно, чтобы решить проблему! Не верите? Почитайте книгу Техника вождения мотоцикла, автора Код Кейт. Там очень хорошо разобрана психология мотоциклиста, и все так называемые ПИСы (приступы инстинктивного страха), которые зачастую противоречат конструкции и механике мотоцикла. Всё сразу встанет на места.

категория А

Этих трёх моментов более чем достаточно, чтобы вы удачно прошли восьмёрку. Я пролетел её как дурной, даже сам того не ожидая. Наверное, даже дышать в тот момент забыл.

Пройдя восьмёрку, вы практически сдали. Остаётся последний элемент — полоса шириной 20 см. Как правило, внимания на нее инструкторы не обращают, но есть и дотошные. В принципе, элемент лёгкий, но, тем не менее, и на нём заваливаются. Знаю я одного, который четыре раза пересдавал из-за этой полосы... Вот представьте, как обидно пройти идеально восьмёрку и навернуться тут! Опять же, есть две хитрости.

  1. Никто не требует вас ехать на минимальной скорости. Смело жмите на газ;
  2. Не смотрите под переднее колесо. Опять возвращаясь к вышеупомянутым ПИСам, если вы будете смотреть под колесо, постоянно контролируя и дрожа, чтобы оно не съехало с полоски — то я зуб даю, что съедете! Переключите внимание на конец полосы. Тогда вы просто по волшебству будете ехать идеально ровно по заданному взглядом направлению. Не верите? Проверьте!

Итак, вы добрались до финиша. Осторожно остановитесь, не задавите инструктора. Выжмите сцепление и позвольте инструктору заглушить мотор (ну или если вы вундеркинд, то попробуйте словить нейтраль сами. Когда словите, на приборной доске загорится зеленая лампочка).

По поводу попрактиковаться, то можно в двух местах. Либо Октябрьский ДОСААФ (ул. Семашко, 5) Либо во Дворце Молодёжи (Старовиленский тр-т, 41). Первое не советую — у них достаточно плотный график обычно, и хрен запишешься. Со вторыми куда проще (и дешевле) договориться. Лично мне хватило 1 часа от души.

Ну, собственно, и все. Удачи при сдаче! Отписывайтесь о впечатлениях.

система комментирования CACKLE