28 июня

Техника выживания на дороге. Личный опыт

Смысл этой статьи даже не столько передать информацию, а скорее начать обсуждение. Есть куча материалов на тему «Выживание на дороге». Вот особенно я бы порекомендовал прочитать начинающим мотоциклистам книгу Код Кейт «Техника вождения мотоцикла» — эта книга об управлении мотоциклом в целом — и «Дорожная стратегия» Дэвид Л. Хафф. Но вы сами понимаете, что следовать 1 в 1 тому, что написано в книге нереально. Каждый делает свои собственные выводы и наблюдения, основываясь на своих собственных возможностях и своем личном опыте. Вот собственно поделюсь своим опытом.

Поворот налево, знак направо

  1. Не уверен — не гони! Это правило стало основополагающим для меня. Все из-за того случая на Докшицком слете. Вот уж тогда я для себя выводы сделал. И в дальнейшем, если не уверен в дорожной обстановке, то не гоню. Только проехав хотя бы раз по дороге, и будучи уверенным, что за поворотом меня не ждет такая же тракторная колея, что там не будет канавы и т.д. — только тогда позволяю себе открутить ручку газа.
  2. большая скоростьЕхать быстрее потока! Ну, я думаю, много кто уже читал подобные статьи, в которых рассказывалось, почему лучше немного превышать скоростной режим. Я для себя сделал этот вывод сам, буквально на третий день езды по городу. Первые дни я ездил согласно всем правилам ПДД. Все, как на автомобиле. Но при этом я чувствовал себя некомфортно: на каждом светофоре я все время осторожно оттормаживался, смотря в зеркала и побаиваясь, что едущая сдади машина (которая, зачастую, не соблюдает дистанцию) просто не успев затормозить, сметет меня. Мне не хотелось проверять, у кого из нас лучше реакция и у кого тормозной путь меньше, поэтому я оттормаживался плавно и заранее. Потом неприятным моментом было то, что во время перестроений не все удосуживаются посмотреть лишний раз по зеркалам (а если попадаете в слепую зону зеркал, то тут вообще караул...) Кончилось это тем, что меня разок даже какая-то блондинка на джипе BMW вытолкала на встречную полосу... Благо обошлось, тем не менее я сделал для себя выводы: ехать быстрее потока, постоянно находясь в опережении. Даже если кто-то передо мной перестраивается, даже если (не дай бог) без указателя поворотов — то тут хотя бы есть шанс вовремя это увидеть и отреагировать. Но ехать быстрее потока, не значит, что нужно летать сломя голову. Важно знать меру!
  3. Мотоцикл между рядовМеждурядье — самое безопасное место! Пусть автомобилистов раздражает привычка мотоциклистов протискиваться между машин буквально в сантиметрах от их зеркал. Ну а что поделать? Ведь габариты и высота мотоцикла (вместе с мотоциклистом) куда меньше, чем автомобиля. И едущие сзади машины просто не видят, что перед впереди едущей машиной место занято мотоциклом и могут попытаться пойти на обгон или опережение. Так что если вы едете по полосе (по центру или по краям) вы не можете быть до конца уверенными в вашей безопастности. А когда вы передвигаетесь между рядов, вы, во-первых, избегаете слепой зоны зеркал (!!!), во-вторых, заметны, как впереди едущим, так и всем кто позади. Но учитывайте, что, на междурядье есть дорожная разметка, а она СКОЛЬЗКАЯ, и часто на дороге вытоптана колея, и междурядье получается на возвышенности. Мотоцикл просто может повести на углубление на самой полосе и резко увести вас в сторону. Будьте внимательны! Хотя в любом случае ехать все время между рядов вы не сможете, и вы будете вынуждены уже ехать по полосе, но тут вы просто должны учитывать дорожную обстановку и ваше положение в дорожном потоке, чтобы ехать не по центру, а с правой или левой стороны полосы.
  4. Мотоциклы на светофореНа светофоре только междурядье! Вот вы обращали внимание, как часто автомобилисты пытаются проскочить на моргающий желтый? Ведь это только у нас на только что загоревшийся красный не тормозят, а только прибавляют скорость. Вот это стало для меня ночным кошмаром первые недели езды по городу. Я неоднократно пролетал на красный, подгоняемый едущей позади машиной. Решение подсказал Дракон: оттормаживатся на своей полосе и нырять в междурядье, чтобы пропустить подобных летчиков. Ни в коем случае не вздумайте делать наоборот! На междурядье нанесена разметка и тормозить на ней невозможно!
  5. Мотоцикл в поворотеУчитесь закладывать мотоцикл! Вот это один из самых важных навыков при езде на мотоцикле. Мотоцикл управляется в первую очередь не рулем, а равновесием! Заходя в поворот, вы интуитивно смещаете центр тяжести в сторону и мотоцикл поворачивает. Чем круче поворот и чем выше скорость — тем сильнее нужно заложить мотоцикл. Первое время на новом и незнакомом мотоцикле это сложно, т.к. вы плохо осознаете, где именно находится его центр тяжести. Это приходит с опытом, поэтому не переоценивайте своих возможностей, иначе просто не сможете войти в поворот. Повторюсь, это решается только практикой! Как не старайтесь, инстинкт самосохранения не даст вам в слепую заложить мотоцикл. Я для того, чтобы отточить этот навык, выбрал один поворот на кольцевой (недалеко от Бизнес Центра “XXI век”) и учился закладывать мотоцикл там. Там просто идет достаточно резкий поворот и скорости на кольцевой вы понимаете. Не меньше 100 км/ч. В целом место конечно опасное. Учится такому в потоке машин не самая лучшая идея, ведь стоит сделать ошибку как вы окажетесь или в ограждении, или под колесами автомобиля или фуры... Первое время я, естественно, весьма существенно сбрасывал скорость, чтобы вписаться в поворот. Но с каждым разом я проезжал его на все большей и большей скорости, пока, наконец, ни смог точно пройти поворот, практически не сбрасывая скорости перед поворотом. За несколько дней... Так что не торопитесь!

    Мотоцикл в повороте

  6. Ну и последнее... Учитесь действовать в экстренной ситуации! В автошколах мало внимания уделяют езде в экстримальных условиях. Как правило, это дополнительные курсы. Оно отчасти и понятно: большинство автомобилистов стараются избегать таких ситуаций, хотя подобный навык полезен всем без исключения. Для мотоциклистов он вообще жизненноважен! Я бы вообще сделал подобные курсы обязательными для мотоциклистов. В Британии, даже есть отдельный элемент на экзамене на права категории А (об этом я расскажу в след статье). Суть в том, как человек действует в экстримальной ситуации. На автомобиле проще всего: зажал педаль тормоза, и молись в подушку безпасности. На мотоцикле такое не прокатит. Это недостаток мотоцикла, но одновременно и преимущество! В большинстве случаев для избежания аварийной ситуации мотоциклисту нужно перестроится и сманеврировать, незапаниковав. Это крайне важный навык! И вы должны им владеть в совершенстве. Но как этому обучится? Понятия не имею... Меня более менее пока выручает многолетний опыт полетов на велосипеде, по велотрекам, лестницам и т.д. Дракон же советовал мне другое упражнение — змейка, но по неровной дороге. Т.е. на самой раздолбаной (в общем обычной, в нашем понимании) дороге, расставить фишки и откатывать на ней. Смысл упражнения в том, чтобы хорошо пройти змейку, нужно закладывать мотоцикл все же. Тормозить в повороте на мотоцикле категорически нельзя, и вот получается объезжая очередную фишку вы можете увидеть колдобину или т.п. Если резко затормозите — это, вероятнее всего, кончится падением. Так что вам нужно правильно оценить обстановку за считанные секунды и, каким-то образом или вывести мотоцикл из поворота или объехать препятствие. Я не знаю сколько раз так нужно грохнуться, чтобы наконец научиться вовремя реагировать на подобные моменты...

В общем, пока это то, о чем я вспомнил. Теперь хотелось бы услышать о вашем опыте езды на мотоцикле. Может быть, вы сделали какие-то свои выводы — поделитесь ими с нами.

система комментирования CACKLE